28 июля, 2020

Стартап-инвестиции (фонд). Привлечь и не обжечься

Пожалуй, стартап-инвестиции (фонд) — это то, что нужно самому «молодому» стартаперу. А всё от того, что на самых первых этапах требуются совсем не деньги. Странно звучит, да? Нужны навыки, опыт, знания, компетенции и контакты. Иначе говоря, нужны «умные» деньги. Но вот как правильно выбрать фонд, и какие подводные камни ждут на пути предпринимателя? Сейчас расскажем.

стартап-инвестиции (фонд)Если вдруг (!) Вы не знакомы с понятием фонд венчурного капитала, позвольте проинформировать. Это организация, которая собирает (аккумулирует) внешние финансовые средства из абсолютно разных источников. Цель такого сбора средств — одна: инвестировать в высоко рискованные (зачастую, технологические) проекты. Коими, как раз, и являются стартапы.

Как работают стартап-инвестиции (фонд)?

В первую очередь, следует отбросить всякую мысль о том, что полученные средства от любого фонда приравниваются к пожертвованиям. Такой идеи и не было? Отлично. Тем более, что венчурные организации (в своём большинстве) — коммерческие организации, которые так же, как и Вы, ищут выгоду в своих действиях. Если сказать простыми словами, венчурные фонды дают деньги стартапам, чтобы те росли. А потом — забирают эти деньги, но уже с определённой надбавкой. Впрочем, не нужно путать такую схему с кредитом в банке. Есть вполне понятные способы взаимодействия с венчурными фондами:

  • приобретение акций стартапа или покупка доли в уставном капитале;
  • предоставление стартапу возмездных целевых займов;
  • предоставление стартапу стартового капитала в виде кредита под значительно сниженный процент.
стартап-инвестиции

Вместе с этим, фонды предоставляют множество «контекстных» услуг: дают личного помощника (консультанта, ментора, аналитика), который поможет довести MVP до стадии выпуска продукта на рынок. Венчурные Фонды организуют питч-сессии (и прочие мероприятия), позволяющие подвергнуть тот или иной стартап критике. Или выставки, деловые завтраки, и прочие. Словом, кроме денег, организации пытаются «направить» молодые компании на верный путь, чтобы как можно быстрее сделать «экзит».

«Экзит» (англ. exit — выход) — продажа инвестором своей доли в стартапе с целью фиксирования прибыли. Это, пожалуй, основной источник дохода венчурных фондов. И, естественно, они заинтересованы в наступлении этой возможности. И, как можно, раньше.

Вывод: обращайте пристальное внимание на то, какую форму взаимодействия предлагает Вам венчурный фонд. Ведь если организация просто предлагает Вам кредит под выгодный процент, то чем это отличается от обращения в банк?

Государственные или частные стартап-инвестиции?

Это ещё одна интересный выбор перед руководителем стартапа. Ведь бытует мнение, что разница принципиальная. А некоторые вообще твердят о том, что с государственными фондами лучше не связываться. Что ж, с это точки зрения, конечно, «на вкус и цвет». Но давайте всё же рассуждать с точки зрения практической.

Безусловно, различия есть, но не колоссальные. И, в большей степени, сфокусированы они на двух составляющих: порог входа и подход к инвестированию.

Во-первых, это порог входа и степень бюрократии. Иначе говоря, в попытке захода в государственный венчурный фонд будьте готовы к строгому отбору и подробным отчётам. Будьте готовы к тому, что придётся проходить многоуровневые интервью, презентации и питчи, а после — отчитываться за каждую потраченную копейку. И, возможно, как раз именно этот момент отпугивает стартаперов.

Впрочем, стойкие духом понимают, за что сражались. Поскольку, во-вторых, это разница в подходе. Потому как у частного фонда на первое место выходит прибыль и скорейшее приближение «экзита». А вот у фонда государственного в приоритете — дать стартапу трамплин, точку роста.

Вывод: не бойтесь выбирать между государственными и частными венчурными фондами. Внимательно ознакомьтесь с правилами финансирования, наберитесь терпения и канцелярской выдержки и действуйте.

Стартап-инвестиции: размер имеет значение!

Стоит так же внимательно оценить, какую долю в своей компании Вы хотите продать инвестору (в данном случае — фонду). Не стоит лукавить, попадаются и те, кто просит контрольный пакет. Но в таком случае компании уже будет достаточно сложно привлечь дополнительных профильных инвесторов. С другой стороны, малая доля покупки тоже должна насторожить — возможно, фонд не сильно-то и верит в перспективы компании (стартапа).

Вывод: с особой осторожностью рассчитывайте долю инвестора в своей компании! Она не должна быть слишком большой (даже если на старте обещают неплохие деньги), но и слишком малой. 10-15% — оптимально.