Новый тренд: забота бизнеса об окружающей среде, как необходимое условие выживания в будущем
Результаты многочисленных исследований показывают, что осознанное потребление среди населения России набирает обороты, что не может не влиять на политику ритейлеров, которые начинают предпринимать меры по сохранению окружающей среды.
Исследование «Как покупатели выбирают экотовары?» (Экологический союз и Экобюро GREENS, 2018г) показало, что:
- основной мотив покупки экологичных товаров для ответственных потребителей – это возможность внести личный вклад в дело сохранения окружающей среды (65,4%);
- почти такое же количество людей видят в покупке экотоваров пользу для своего здоровья (62,4%).
- на этические аспекты производства (отсутствие тестов на животных, справедливые и достойные условия труда работников) обращают внимание 49,8% респондентов.
На законодательном уровне с 2016г производители и импортеры РФ также несут ответственность за то, чтобы после использования часть товара была собрана и отправлена на переработку. Это обеспечивается или самостоятельно, или государством (в этом случае производитель платит эко-сбор).
8 июня в рамках технологического фестиваля My Tech Бизнес-инкубатор Ингрия провел секцию #mytechretail, где производители и ритейлеры – Coca-Cola HBC Россия, Усадьба Дивноморское, ВкусВилл и Лента – рассказали о своей стратегии устойчивого (sustainable) развития, а также обсудили эко-критерии выбора поставщиков и участие в законодательных инициативах.
Светлана Нестеренко, региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям компании Coca-Cola HBC Россия, рассказала, что их обязательства касаются:
- обращения с отходами (цели – к 2025 году перейти на полностью перерабатываемую упаковку, а также обеспечить сбор и переработку 75% эквивалента упаковки, выпускаемой на рынок);
- использования воды (охрана снабжающих предприятия водоемов, сокращение водного следа, очищение сточных вод, поддержка водоохранных инициатив);
- использования энергии (к 2025 году 50% всей энергии, используемой на заводах, будет поступать из возобновляемых и экологически чистых источников);
- сокращения выбросов СО2 (цели к 2025 году: сокращение доли прямых выбросов CO2 на 30% и повышение доли используемых в розничных торговых точках энергоэффективных холодильников до 50%);
- развитие молодежи и улучшение благосостояния местных сообществ.
Coca-Cola HBC Россия также обучает своих поставщиков, помогая внедрять принципы устойчивого развития на предприятиях, повышать эффективность управления и операционной деятельности.
Филиппова Мария, руководитель службы по связям с общественностью и государственными органами компании «Лента» рассказала, что согласно результатам исследований покупателей, которые проводили ВЦИОМ и Ipsos:
- 46% — считают, что отходы – это важнейшая экологическая проблема;
- 27% — сортируют мусор;
- 16% — переключаются на многоразовые альтернативы;
- 23% — сдают опасные отходы в пункты приема;
- 40% — предпочитают товары из перерабатываемых материалов;
- 31% — отказываются от не перерабатываемой упаковки.
«Лента», отвечая на запросы потребителей, стремится минимизировать любое негативное воздействие на экологию во всех аспектах деятельности – будь то использование сырья, потребление энергии, транспортировка грузов или утилизация отходов.
Компания реализует проекты по раздельному сбору отходов: в гипермаркетах «Лента» можно сдать батарейки, использованные малогабаритные аккумуляторы, а также пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Результаты не могут не радовать:
Кроме того, «Лента» поддерживает экологические инициативы, а также проводит различные акции: «День без одноразовой посуды», «Пей из своей» (цель обеих акций – сократить потребление одноразовых стаканчиков на 50% в 2019г).
Также в 2020г пройдет акция «Отказ от полиэтиленовых пакетов в День Земли».
Согласно тому же исследованию «Как покупатели выбирают экотовары?», одним из самых популярных магазинов, в котором, по мнению респондентов, можно найти экологичные товары – это ВкусВилл.
- уменьшение количества пластика;
- не использовать пластик, не подлежащий переработке;
- организация пункта сбора упаковки в магазинах.