Электромобили – будущее наступает

20 - 21 декабря 2016 года резидент Бизнес-инкубатора «Ингрия» -  «Зарядные станции для электромобилей» принял участие в российском саммите, посвященном технологиям подключенных автомобилей – Connected Car.

О настоящих и будущих технологических достижениях, а также о том,  когда россияне перейдут на электрокары и как это отразится на экологии, корреспонденту expotrade.ru рассказал  руководитель проекта Алексей Трофимов. 

 


 

Алексей, действительно ли электрокары помогут очистить окружающую среду или они как капля в море?


Нам уже давно пора спасать все мегаполисы, потому что с каждым годом количество бензинных и дизельных автомобилей растет катастрофически быстро. В Комитете по экологии Санкт-Петербурга заявляют, что атмосфера загрязняется чуть ли не на 20% ежегодно. И чем быстрее мы пересядем на электрокары, тем больше вероятность, что этот процесс удастся замедлить. Хорошо, что у нас есть трамваи и троллейбусы, нужно теперь запустить электроавтобусы и электромаршрутки. 

 

Помимо экологической сознательности граждан, какие еще могут быть или есть стимулы пересаживаться на "зеленые" авто? 

 

Государство реально поддерживает эту идею и помогает. Например, с 1 ноября вступило в силу постановление, согласно которому на каждой автозаправочной станции должна быть возможность подзарядки электромобиля. Пока это не всем выгодно. А с 1 сентября на год отменили таможенную пошлину на ввоз электромобилей, но для подержанных авто, а не новых. Или, допустим, в Санкт-Петербурге бесплатная парковка для электромобилей, планируются бесплатные или льготные поездки по участкам платных дорог, еще один плюс — разрешение ездить по выделенным полосам общественного транспорта.

 

Сколько стоят сегодня электрокары и кто их сегодня покупает?

 

На практике, люди просят простые городские автомобили с возрастом 3-5 лет, чтобы уложить в бюджет где-то до полутора миллионов рублей. И причем чаще всего это вторая или третья машина для всей семьи, полностью от обычных автомобилей мало кто хочет отказываться. Например, покупают, чтобы ездить в магазин или возить детей в садик или школу на короткие расстояния. В этой ситуации экономия существенная, и срок окупаемости электромобиля составляет от 2 до 3 лет. Сейчас большая проблема, как доехать в соседние города, где просто нет заправочных станций. Из-за этих причин по всей России всего около 800 электрокаров. Если подержанный со сроком эксплуатации до 3-х лет еще можно потянуть, то машины, которые поновее, невыгодно брать из-за таможенных пошлин. На электромобили моложе 3 лет пошлины составляют 50%. Конечно, это сказывается на конечной цене.  

 

А в чем проблема с распространением электрозарядных станций, разве для них требуются какие-то особые, трудно выполнимые условия?

 

В Санкт-Петербурге, например, нехватка электрической мощности: зарядные станции просят в среднем 15-20 кВт. Некоторые участки в городе имеют этот резерв мощности, но у владельцев нет стремления устанавливать зарядные станции, потому что русский народ ещё не планирует пересаживаться на электромобили. Хотя я, как обладатель такого авто, очень доволен, что продал бензиновую машину и купил «Ладу» российского производства. Таких всего 100 штук, на сегодняшний день АвтоВАЗ реализовал не более 80 электромобилей. Мои затраты в год составляют в среднем 12 тысяч на электроэнергию. Ни на что больше тратить не надо. Технического обслуживания как такового здесь нет. В среднем зарядка обойдется в 50 рублей. Машина сможет проехать 150 км. Если это коммерческий вариант, то придется заплатить 110 рублей на те же 150 км. Если брать престижный автомобиль Tesla, то на одной подзарядке можно проехать дальше, но и сама машина стоит намного дороже той же «Лады». Что касается стоимости зарядной станции для гаражного исполнения, то она начинается от 25 тысяч рублей. Цена публичной станции около 120 тысяч рублей.

 

 

Обсуждается возможность размещения зарядных станций на парковках в торговых центрах и гостиницах. Как скоро идею получится воплотить в жизнь?

 

В Санкт-Петербурге владельцы многих торговых центров с подземными парковками, а также гостиницы, расположенные в курортных зонах, заинтересованы в этом, так как необходимость действительно есть. У одного из заказчиков был случай, когда на экономический саммит в Санкт-Петербург приехали сразу 4 участника на электрокарах Nissan Leaf. И владельцам площадки пришлось в экстренном порядке решать вопрос, где подзарядить машины. А через полтора года в России стартует Чемпионат мира по футболу, и, конечно, тогда такие станции тоже понадобятся. Понятно, что это дело убыточное, в первую очередь, потому что машин мало, но наличие зарядных станциях на площадках — это имидж для владельцев.

 

Мы говорим в основном про крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, а какой смысл устанавливать электрозарядные станции в небольших поселках и деревнях?

 

На самом деле, и в небольших городах как минимум одна колонка не помешает. Даже там, где нет ни одного электромобиля. Ведь часто люди отказываются от покупки не потому, что не позволяют финансы, а просто потому что негде заряжать такой автомобиль. Хорошо, если человек живет на первом этаже, он может поставить колонку самостоятельно, а если на 10-м - то уже не получится. На работе доступа нет, у дома — нет. Мы ездили в регионы и изучали спрос. Можем сказать, что потребность в зарядных станциях есть, хотя пока частичная. Но вот покупать их никто не хочет. Боятся, что не окупится.

 

Как быстро окупается одна зарядная колонка?

 

Срок окупаемости составляет чуть ли не 7-10 лет. Как я уже сказал, пока в России всего 800 электромобилей, но если темпы роста в 10 раз увеличатся, то соответственно окупаемость сократится до 2-3 лет. Это если будет 10 тысяч электромобилей и около 1000 зарядных колонок хотя бы к 2025 году. Для этого важно привлечь инвесторов, которые готовы вложить средства на развитие масштабной сети зарядных станций, чтобы люди комфортно могли передвигаться не только по городу, но и преодолевать междугородние дистанции.

 

В Европе система намного более развитая: электрокаров там явно больше, чем в России. Когда мы сможем догнать Запад?

 

Чтобы догнать Европу, нам нужно как минимум 7-8 лет. Но можно ускорить этот процесс благодаря еще более значительной помощи государства. Нужно, во-первых, заниматься привлечением инвестиций. Во-вторых, вводить законодательные меры, которые будут стимулировать покупку электрокаров. Хотелось бы дополнительные бонусы от государства, например, льготную «растаможку». В-третьих, необходимо наличие больших производственных площадей и в целом инфраструктуры. Также хотелось бы, чтобы появилась мобильная служба по установке зарядных станций в регионах и крупных мегаполисах.

 

Работает ли импортозамещение или мы покупаем детали для авто за рубежом?

 

В «Ладе» 60% — российские детали, в том числе кузов и салон. Остальное все европейское: швейцарский электромотор и его компоненты, китайские литий-железо-фосфатный аккумулятор и вся электроника. Но это достаточно хорошее соотношение, которое как раз стало возможным благодаря импортозамещению. Сам российский автомобиль ничем не хуже европейских и американских моделей. Мы даже проводили эксперимент, который показал, что наш отечественный электрокар по дальности пробега превосходит Nissan Leaf на 30 км. Конечно, минус нашей машины в отсутствии комфорта, который есть в западных авто, зато инженерные технологии более совершенные.