Клуб бизнес-неудачников: зачем предприниматели рассказывают друг другу о фиаско

Хвастаться успехами — вчерашний день. Так решили энтузиасты из Петербурга и создали целый клуб стартаперов, потерпевших неудачи в бизнесе.

Такого рода встречи набирают популярность по всему миру, ну это и неудивительно, против статистики-то не пойдешь. Даже в Кремниевой долине выживает только каждый десятый. О чем говорят предприниматели на таких встречах и как найти в себе силы идти дальше, даже если что-то не получилось? Вот об этом в нашем следующем материале.

Свое фотоагентство — далеко не первая попытка Руслана начать собственное дело. Найти свою нишу и закрепиться удалось спустя десять лет бизнес-скитаний. Начинал с магазина оригинальных подарков. Правда, он быстро превратился в сувенирную лавку. Фарфоровые ангелочки продавались гораздо лучше именных термокружек, так что вскоре бизнесмен просто потерял интерес. Еще торговал часами, пытался создать молодежный журнал. Все или не окупалось, или надоело — зато какой опыт.

• РУСЛАН ХАМЗИН, основатель фотоагентства «ФотоХлеб» и видеостудии «ВидеоХлеб»:
«Не надо брать кредиты, не надо размывать свою долю, привлекая партнеров и инвесторов на первом этапе, потому что вы будете работать, а деньги придется делить на всех. Не надо брать в партнеры дизайнеров, IT-шников, то есть тех людей, которые, казалось бы, вам нужны для стартапа сайт сделать. Лучше таких людей брать на стороне и платить им деньги».

Для Михаила успешной стала первая же бизнес-идея. Но ждал долго и на грабли тоже наступал с завидной регулярностью. Его проект — онлайн-учебник с тестами для изучения английского. Успех пришел, только когда дозрели до сотрудничества с другим стартапом. У них взяли готовую интернет-платформу, вместе доработали концепцию и устранили ошибки. Новичкам теперь советуют: не зазнавайтесь. 

• МИХАИЛ БОГОСЛАВЕЦ, СЕО образовательной платформы Educa:
«Надо перестать «звездиться» и говорить, что я все делаю сам. Надо знать, что другие люди это делают намного лучше и спокойно ими делегировать».

Статистика неумолима. В США, в знаменитой Кремниевой долине выживает лишь каждый десятый стартап, и лишь 1 из 100 становится по-настоящему прорывным. В России, как говорят, в первый год выживает вообще только три процента стартаперов. Но это не значит, что не стоит и пытаться. Бизнес вполне можно начинать как хобби. 

• РОМАН ЛОГИНОВ, консультант-эксперт бизнес-инкубатора:
«Можно начинать стартапы, находясь и работая на своем постоянном месте работы и сначала делать это как хобби. Как только почувствуете, что в этом есть толк, рынок откликается, кто-то начинает покупать или интересоваться, тогда можно рассмотреть либо кредит, если он не обходим, но никто не отменял правило трех Ф: это семья, это друзья, это родственники. Это самые лояльные кредиторы».

Если дело совсем плохо, можно обратиться в бизнес-инкубатор. Они и созданы-то именно для того, чтобы помогать новичкам. Например, посчитать рынок и объяснить, что какие-то идеи уже сто раз отработаны, и денег точно не принесут. Ну а провалы стоит воспринимать как ценный опыт. Ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает.

 

Источник: Телеканал Санкт-Петербург